Эта книга, в которой собраны квайданы, - традиционные японские рассказы
о призраках и сверхъестественных явлениях, поможет читателю
познакомиться с представлениями о таинственных явлениях жителей Японии.
Кроме того, в книгу вошли статьи, в которых рассматриваются представления японцев о
сверхъестественном, о потусторонних духах и жизни после смерти.
...Много столетий назад в Индии Будда учил, что нет ничего
постоянного в этом мире, что любая форма существования – не что иное, как
блуждание в постоянном движении. Люди могут думать, что они обладают личностью,
могут стремиться созидать свое эго или тревожиться о собственной логичности или
репутации, но все это заблуждение. "Личность" – это воображение,
выдумка. Таким образом, "трансформация" – это фактически истинное
проявление бытия. Обакэ, величайшие преобразователи, заостряют безрассудность
представления о нашей человеческой безопасности в неизменном порядке вещей и
уничтожают наше гордое чувство понимания строения мира.
Обакэ отражают и напоминают нам об изменчивости мира вокруг
нас. В то же самое время элементы видимого мира, которые, как нам кажется,
подвержены естественному изменению, могут считаться обакэ. Например, лиса по
природе является животным-бакэмоно, или "преобразующимся существом".
Когда-то очень распространенные по всей Японии лисы, однако, редко попадались
на глаза людям, так как они передвигались ночью; убитая птица, сломанные заборы
и цыплячья кровь были единственными свидетельствами их ночных похождений.
Возможно, то, что лису трудно увидеть или долго сохранять ее в поле зрения,
привело к представлению, что лисы подвергаются физическому изменению. Лиса
могла войти на крестьянский двор под видом рыжей зверушки, но уйти в абсолютно
другом облике – как старуха, мальчик, демон или принцесса. Согласно японским
традициям, лисы живут по образу человеческого общества, с хозяевами, дамами,
слугами и рабочими, стоят на задних лапах, одеваются в человеческую одежду и
совершают свои мистические ритуалы при свете фонаря в гуще леса....